Барнет Капука, сотрудник по расширению рыболовства, проводит начальное картирование с членами общины, живущими на берегу озера Малави. (кредит: Кэти МакНалли)
Что входит в создание карт мест обитания и точек биоразнообразия обширной экосистемы длинного, узкого, биоразнообразного района Великих озер Малави? Начните с четырех сотрудников CRC, пяти прилежных офицеров по распространению знаний, работающих в Национальном департаменте рыбного хозяйства, трех добросовестных полевых помощников, одного месяца в поле, четырех отдельных мест обитания на озере, восемнадцати общин, 36 фокус-групп, 36 отдельных карт, 30 участников семинара, бесчисленные часы поездок, сбор информации и анализ данных, твердое обязательство со стороны команды проекта FISH из Малави и местных сообществ, щедро делящихся своими местными знаниями.
Гленн Риччи из CRC, менеджер по прибрежным районам, Даниэль Джаму, заместитель руководителя FISH, Кэти МакНалли, аспирант и аспирант Билл Фавитта (магистр экологических наук и менеджмента, CELS) провели большую часть июля и часть августа, работая вместе в рука с местной малавийской полевой командой. Вместе они собирали и обрабатывали информацию от местных прибрежных сообществ и ученых в Малави, используя ГИС-технологии для картирования массивных пресноводных озер. Их работа является частью финансируемого США проекта международного развития (USAID) «Интеграция общества рыбного хозяйства и среды обитания» (FISH). CRC предоставляет техническую экспертизу для разработки планов устойчивого управления рыбным хозяйством для пятилетнего проекта по адаптации к биоразнообразию и изменению климата под руководством международной неправительственной организации PACT. Это первый набег CRC в пресноводную среду.
Команда CRC начала с создания местных экологических знаний, накопленных ранее в этом году с помощью набора методов быстрой оценки с участием населения (PRA), проводимых полевой группой в стране, состоящей из сотрудников PACT и Департамента рыбного хозяйства. В каждом сообществе группа организовывала фокус-группы, вовлекая главу деревни, членов деревенского комитета пляжа, рыбаков, женщин-обработчиков и торговцев рыбой в составление картографических упражнений для сбора информации о видах рыб, а также знаний о местах обитания, которые лучше всего добываются местными жителями. «Полевая команда начала с чистого листа бумаги, на котором было только очертание озера, и попросила членов сообщества поделиться с ними своим восприятием и пониманием», - сказал МакНалли. Например, члены сообщества знают свои озера так же, как другие знают их квартал. Где скалистые области, глубокие области, важная водная растительность? В каких местах обитания рыба, добываемая кустарными рыбаками, используется для спаривания, на питомниках и в местах нагула взрослых?
Собранная от сообществ информация о среде обитания и требования к местам обитания на определенной стадии жизни были собраны и использованы для создания ряда слоев данных ГИС. Фавитта взяла данные, синтезированные полевой группой для каждого озера, и создала восемь отдельных карт, карту мест обитания и точек биоразнообразия для каждого озера. Полученные карты были проверены сообществами во время последующих посещений и были подтверждены и дополнены дополнительной информацией, предоставленной местными специалистами по рыболовству на двухдневном семинаре.
«Мы вышли на связь между рыбными видами и местами обитания и определили, где находятся основные горячие точки биоразнообразия в каждом озере», - сказала Фавитта. Для двух более отдаленных озер - Чиута и Маломбе - это была первая попытка составить карту их мест обитания. «Местные жители и офицеры по расширению рыболовства были очень рады быть частью этого», - сказал он. Местные знания имели решающее значение ».
И информация, которой они поделились, обогатила работу. «Объем первичных данных, собранных у местных сообществ для создания этих карт и документирования их представлений о величайших угрозах их ресурсам, придал большую значимость работе, а также подтвердил и расширил другие исследования, проведенные в регионе», McNally сказал.
Команда проекта также попросила сообщества описать любые усилия, которые они предприняли до настоящего времени, для смягчения наиболее острых угроз рыбному хозяйству и размышлять над внутренними сильными сторонами, на которых может основываться проект FISH.
«Я думаю, что комплексный, междисциплинарный подход, рассматривая проблему с помощью нескольких линз - биоразнообразие, изменение климата, совместное управление, устойчивость сообщества - также отличает работу», - сказала Фавитта.
«Было много энтузиазма, проявленного местными сообществами и специалистами по расширению рыболовства», - отметил МакНэлли. «Было информативно и интересно наблюдать за тем, как сотрудники, занимающиеся распространением рыболовства, применяли различные методы для извлечения информации из сообществ и были рады видеть, что они полностью владеют деятельностью PRA и последующими проверочными визитами».
Отаниэль Дубе, специалист по распространению рыболовства, собирает отзывы о карте среды обитания во время последующего визита членов сообщества, живущих на берегах озера Чилва летом 2015 года (кредит: Кэти Макналли)
Затем ученые и исследователи в области рыболовства рассмотрели карты и данные и предоставили отзывы в ходе семинара для заинтересованных сторон. В конечном итоге Favitta собрала всю информацию, собранную, обработанную и проверенную, для создания комплексных карт на основе ГИС четырех озерных экосистем. Favitta, Ricci, McNally и полевая команда продолжили делиться этой обратной связью с местными сообществами. На данный момент команда проекта внутри страны посетила 13 из 16 участвующих сообществ.
«Я был удивлен, увидев, насколько тесно местные экологические знания, собранные у сообществ, пересекаются с информацией, которой обмениваются местные ученые по рыбному хозяйству, и надеюсь, что это побудит других к значимому вовлечению членов местного сообщества», - сказал МакНалли.
Работа в тесном сотрудничестве с сообществами была основным моментом для Фавитты. «Это дало отличный взгляд на людей, которых поддержит проект FISH».
Основываясь на точности и широте собранной информации, проект FISH сможет войти в сообщества и предложить совместные практические решения для угроз, выявленных сообществами. Например, одна идея, чтобы помочь смягчить распространенность незаконного рыболовства, состоит в том, чтобы создать «парки кустарников» в озерах в качестве сдерживающего фактора. Буш-парк представляет собой каркас, построенный в воде и заполненный древесным мусором, который в конечном итоге покрывается водорослями, которые привлекают рыбу для кормления. «Он служит как сдерживающим фактором для незаконной рыболовной деятельности, так и увеличивает местные рыбные ресурсы. Они помогают защитить местные водные пути и ресурсы для местного населения », - сказал Фавитта.
Вернувшись в Род-Айленд, команда CRC записывает результаты, которые высветят вклад сообщества и идеи и помогут направлять деятельность проекта в будущем. На следующем этапе проекта будут использоваться карты и данные, чтобы определить, какие вмешательства, такие как «парки кустарников», должны быть испытаны на экспериментальной основе и, возможно, расширены в течение срока действия проекта.
«Это один из шагов в диалоге о том, какие виды проектных вмешательств могут быть предприняты с местными сообществами, чтобы противостоять наибольшим угрозам, с которыми они сталкиваются», - сказал МакНалли.
Члены команды по быстрой оценке с участием: Луванико Кавонга, Билл Билл Фавитта, Шадрек Мфанде, Квамала Мунтали, Отаниэль Дубе, Кэти МакНалли, Моника Кагвира, Элизабет Нгуланде и Эндрю Чафвала. (кредит: Кэти МакНалли)
Где скалистые области, глубокие области, важная водная растительность?В каких местах обитания рыба, добываемая кустарными рыбаками, используется для спаривания, на питомниках и в местах нагула взрослых?